среда, 2 сентября 2009 г.

Хороший дизайн + плохое дело = плохо (лекция Стефана Загмайстера, прочитанная на национальной конференции AIGA в Вашингтоне)

Good design + bad cause = bad
Stefan Sagmeister
Ничто в нашей профессии не может подвигнуть нас поддерживать стоящие, хорошие проекты и избегать создания визуального мусора. Между тем ответственность такого рода должна быть присуща нам, как представителям человечества.

Вот что я записал в августе, когда размышлял о том, зачем живу и для чего каждое утро встаю с кровати.

1. Бороться за счастье
2. Никого не ранить
3. Помогать другим достичь того же, чего я


Сегодня я несколько сместил приоритеты:

1. Помогать другим
2. Никого не ранить
3. Бороться за счастье


Моя студия занимается классными проектами, вещами, которые дизайнерам действительно нравится делать – вроде обложки для Дэвида Бирна (David Byrne).Некоторое время назад я организовал себе «год без клиентов», в течение которого временно отошел от дел ради чистых экспериментов. Среди множества важных вещей, которые я осознал в этот период, было желание, чтобы часть моей студии занималась созданием не просто классных, но значимых вещей.

80-е отметились в графическом дизайне вопросами верстки, журналами life-style, и фигурой Невила Броуди (Neville Brody), явившейся для всех огромным событием. В 90-х это были вопросы типографики, читаемости, структурирования, и Дэвид Карсон (David Carson), который, казалось, был всюду.

А с появлением таких выдающихся личностей, как Питер Савиль (Peter Saville), начавших говорить о кризисе «не необходимого», выражать неодобрение мимолетностью современной культуры, в размышлениях о дизайне должно, наконец, появиться место и для контента. Надо задуматься о том, что мы делаем, и для кого. То немыслимое воздействие, которое оказал на профессию манифест («главное внимание – главномым вещам»), только подтверждает эту точку зрения.

Первая же фраза на первой странице книги Виктора Папанека «Дизайн для реального мира», говорит: «Конечно, существуют и более вредные профессии, нежели промышленный дизайн, но их совсем немного. Возможно, лишь одна профессия превосходит его по степени надувательства – рекламный дизайн. Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, – сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным».

Очевидно, что плохой дизайн может нанести огромный вред. В то же время хороший, качественный дизайн, использованный во зло, может навредить даже больше.

ХОРОШИЙ ДИЗАЙН + ПЛОХОЕ ДЕЛО = ПЛОХО


Просто сравните этот сильнейший древний символ и его трансформацию в очень качественный идентификационный знак программы нацистов.

Контекст – это все: христианский крест имел одно значение в Европе 16-го века, и совершенно другое в Индии 20-го.

ПЛОХОЙ ДИЗАЙН + ХОРОШЕЕ ДЕЛО = ХОРОШО?

С другой стороны, плохой дизайн, использованный во благо, может быть замечательной вещью. Мы создали этот логотип для «Концерта для Нью-Йорка», огромного благотворительного вечера в Madison Square Garden, к которому были привлечены такие личности, как Пол Маккартни, Мик Джаггер, группа The Who.

С точки зрения дизайна, Статуя Свободы, играющая на гитаре – банальнейшее клише. Но я не думаю, что логотип хоть сколько-нибудь поработал, чтобы собрать ту сумму в 20 с лишним миллионов долларов средств, что в итоге отправились в Фонд Робина Гуда. Лишь малой толикой этих денег акция обязана логотипу и его функции идентификации и продвижения.

КАК БЫТЬ ХОРОШИМ

Итак, должна ли помощь быть бескорыстной по определению? Допустимо ли мне, помогающему, получать с этого что-то? Если я действительно помогаю, можно ли мне получать от этого удовольствие?

Я читал интервью с одним арт-директором из Англии, обсуждающим свою рекламную кампанию для ассоциациии слепых. Кампанию, получившую приз на некоем фестивале. Это было цепляющее изображение собаки-поводыря с человечьими глазами.
От отметил, что понимает: картинка с милым щеночком принесла бы ассоциации больше пожертвований. Однако он был больше заинтересован в том, чтобы его работа получала награды на конкурсах. С мучениями по поводу бескорыстности у него нет проблем.

Когда «Дженерал Электрик» пожертвовала 10 миллионов долларов семьям погибших при нападении на Всемирный Торговый Центр, нормально ли, что они выглядели при этом хорошими?

Или, примемся за крайности: Нормально ли для компании «Филип Морис» раздать 60 миллионов различным благотворительным фондам, а затем потратить еще 108 миллионов на то, чтобы рассказать о своих добрых деяниях в журнальной рекламе?

Ведь если вы бездомный и просто получили горячую еду в бруклинском «Сен-Джонсе», одной из организаций, куда ушли эти деньги, вам действительно по фигу, преследовали ли люди, давшие деньги, какие-то свои цели.

Даже если рассматривать это как любопытный случай, не ушли ли эти 168 миллионов, с формальной точки зрения, на счет «обычного рекламного бюджета?»

И почему, собственно, так много знаменитостей участвуют в благотворительной деятельности? Пять лет назад я думал, что это просто способ сделать себе «паблисити». Сегодня я чуть менее циничен. Возможно, многие из них просто поняли, что деньги/слава/успех не приносят того удовлетворения, которое обещают, и ищут для своей жизни иного смысла.

Бедный Стинг практически разрушил свою карьеру всей этой благотворительностью. Он превратил себя из крутого лидера группы «Police» в еще одного слащавого барда дождевых лесов Амазонки.

Но к чему приведет эта критика? Если я посмеялся над Стингом, предостерег ли я других селебрити от подражания ему, и вызвал ли тем самым окончательное уничтожение пресловутых дождевых лесов? И если я критикую Стинга, должен ли я, критикуя, предлагать лучшую идею по спасению мира?

Когда философ Эдвард ДеБоно говорил о ценностях, он разделял их не четыре важных группы:

Я-ценности: Эго и наслаждение
Групповые ценности: Принадлежность к группе и забота о ней
Моральные ценности: Религиозные ценности, закон, культурные ценности
Общечеловеческие ценности: Права человека, экология


Я часто делаю ошибку, концентрируясь лишь на паре ценностей из этого списка. Мы все слышали о филантропе, отдавшем миллионы долларов благотворительным организациям и ведущем себя с собственными друзьями, как подонок. Или о человеке, полностью посвятившем себя семье и друзьям, но ненавидящем себя и едущим на окраину чтобы работать на производстве атомных бомб.

Или даже о господине Бен Ладене: Я уверен, что он полностью отдан своим религиозным ценностям, так же, как и ценностям своей культуры, но нисколько не беспокоится о правах человека.

Нет, чтобы жить полной жизнью, я должен считать ценными все четыре категории.
Я действительно полагаю, что это необходимо каждому. И не имеет значения, являюсь ли я мэром Нью-Йорка, или создаю туристическую брошюру для Нью-Йорка, или даже просто подметаю улицы Нью-Йорка. Всегда можно быть милым с коллегой или написать письмо матери.

Конечно, всегда есть разные градусы вовлеченности. Спасатель на руинах Всемирного Торгового Центра вовлечен в процесс непосредственно, а я, создавая значки, чтобы вырученными деньгами помочь этому спасателю, нахожусь дальше от того, что происходит. Но как дизайнер я при этом работаю в два раза эффективней, чем если бы я одел униформу спасателя и пошел вытаскивать людей из под завала.

Когда я размышлял над всеми этими вопросами около полугода назад, меня пригласили участвовать в выставке медиа-дизайна в Вене. Одним из бонусов участия в выставке была бесплатная рекламная полоса в лучшей австрийской газете. Полоса, которую я мог заполнить всем, чем захочу.

И мне пришла в голову мысль об упаковке, которая была бы полезна в зонах страшных катастроф, землетрясений и подобного. В то время я автоматически думал о таких удаленных местах, как Индия, Африка, ни на секунду не предполагая, что мой дом, Нью-Йорк, окажется одной большой зоной катастрофы.

Упаковка выглядела как большой блок «Лего», пустой изнутри. Там, в этой полости, находится еда: сухое молоко, вода, сушеная рыба, рис. И после того, как упаковка опустеет, ее можно будет наполнить песком или глиной и, используя ак кирпич, построить временное прибежище.

И на этой рекламной полосе я объяснял идею и просил других дизайнеров, разработчиков упаковки, помочь и создать ее.

И ответы посыпались ко мне на лэптоп немедленно. Многие из них – от студентов, которые просто хотели помочь, несколько – от австрийских упаковочных компаний, желающих поучаствовать, и большое количество идей от дизайнеров и архитекторов.

Конечно, это была возможность выглядеть хорошим, и чувствовать себя не менее хорошим. Еще бы: заботливый дизайнер.

Но среди положительных откликов был один негативный. Его автор утверждал, что это самая ужасная идея, о какой он когда-либо слышал в этом контексте. Что сама мысль о таком «дизайне бедности» – невежественна и глупа.

И я начал нервничать. Я просто не привык, чтобы мою работу так ненавидели. Возможно, это следствие слишком большой зацикленности на обложках CD.

Вскоре я связался с несколькими благотворительными организациями и имел интересную дискуссию с руководителем крупнейшей из них – Emergency Preparedness at CARE.

И выходило, что, в случае катастрофы CARE покупала пищу там же, на месте, причем в больших контейнерах. Она просто не нуждалась в упаковке: меньше мусора, нет проблем с доставкой, и еда максимально соответствует вкусам тех, кто будет ее есть.

По этой же причине для постройки крова нужно было использовать только местные материалы: нет проблем с доставкой, не нарушается идентичность культуры и пространства, привычнее местным жителям, меньше мусора.

Таким образом, автор того письма был прав: это была глупая идея.

Необходимо быть частью места, частью проблемы, чтобы предлагать решение. Делать добро издалека – это попахивает своеобразным туризмом.

Когда катастрофа случилась в Нью-Йорке, я был в ее центре. Я не был больше туристом. Одной из задач было придумать символ, могущий работать и на ниве сбора средств для фонда.

Нашей идеей был значок, сделанный из кусочка стены Всемирного Торгового Центра: кусочек металла, противящийся уничтожению.
После катастрофы осталось около миллиона тонн таких кусочков. План был – заработать полтора миллиона долларов, продав 100 000 значков.

ХОРОШИЙ ДИЗАЙН + ДОБРОЕ ДЕЛО = ХОРОШО

Большая часть современного дизайна, создаваемого крупными компаниями, используется для продвижения или продажи, что само по себе замечательно. Но дизайн может гораздо больше

Дизайн может обьединять

Френсис Хопкинсон (Francis Hopkinson), писатель, художник, чья подпись стоит под декларацией независимости – дизайнер американского флага, не получивший, кстати, за эту работу никаких денег.

Дизайн может напоминать

Эти столбы света, придуманные Джулианом Лавердьером (Julian Laverdiere) и Полем Мидой (Paul Myoda) были чудестным эмоциональным откликом и временным памятником башням Торгового Центра. Они как призрак, присутствие которого мы можем почувствовать.

Дизайн может сделать нашу жизнь проще

Каждый, кто хоть раз покупал жетоны на метро, согласится, что карточки значительно упростили нам жизнь и облегчили путешествия по городу.

Дизайн может помочь кому-нибудь чувствовать себя лучше

После того как мы создали обложку для CD группы Rolling Stones, пресса проявила к нам большой интернес. Австрийское и немецкое телевидение приезжало к нам в Нью-Йорк делать интервью. В то время моя мама как раз праздновала свое семидесятилетие. Я сделал футболку с надписью «Дорогая Мама! С Днем Рождения!», и одел ее на интервью. Австрийская станция согласилась запустить передачу в ее день рождения, и мама радовалась безмерно.

Дизайн может помочь людям объединиться пред общей проблемой

Серия плакатов Робби Кенела (Robbie Canals), висевшая в 80-е по всему Нью-Йорку, возможно, говорила об общеизвестном, но лично мне показала, что есть люди, не совсем довольные властью. И я выбрал эти плакаты из сотен и тысяч других плакатов, созданных дизайнерами именно потому, что видел их расклеенными на улицах.
Это ведь целая подструктура дизайна – плакаты о мире и окружающей среде. Из всех созданных только сотни будут напечатаны и только дюжины будут расклеены на улицах, а остаток распространяется на дизайнерских соревнованиях.
Конечно, это не помогает людям объединяться, это помогает только развитию дизайнерского эго.

Дизайн может информировать и учить


От абстрактных геометрических фигур и изображений животных на стенах пещер – и до графиков в «Нью-Йорк Таймс» дизайнеры дают нам наглядное и легкоусвояемое объяснение любой темы.

Дизайн может принести деньги
Как пример продвижения и рекламы, приносящей некоммерческим организациям деньги, я показываю здесь символ борьбы с раком груди, принесший множество средств исследованиям рака.

Дизайн может сделать нас более терпимыми
Этот простой плакат российского дизайнера Андрея Логвина под названием «Троица», говорит сам за себя.

Винтер Сорбек (Winter Sorbeck), преподаватель дизайна и выдуманный главный герой романа Чипа Кидда (Chip Kidd) «The Cheese Monkeys», говорит по этому поводу: «Дядя Сэм – это коммерческое искусство, а американский флаг – это графический дизайн. Коммерческое искусство заставляет вас покупать вещи, а графический дизайн дарит вам идеи».

И если я способен делать это, если способен дарить идеи, это уже прекрасная причина для того, чтобы подниматься из постели по утрам.

Русскоязычный оригинал
Англоязычный оригинал

1 комментарий:

  1. Цитата Виктора Панека, про плохое дело и хороший дизайн, настолько хороша,
    что я, пожалуй, повешу её себе на стену.
    Чтобы сначала узнать, что под моей картинкой будет выпускаться...
    = Баночкин С. =

    ОтветитьУдалить

Я думаю, вам есть что сказать. Пишите...

дизайн, промдизайн, промышленный дизайн, индустриальный дизайн, product design, industrial design, concept design, Артемий Лебедев, студия Лебедева, Смирновдизайн, Smirnovdesign, студя дизайна, пример хорошего дизайна, пример плохого дизайна, хороший дизайн, плохой дизайн, отличный дизайн, великолепный дизайн, критика дизайнеров