вторник, 10 ноября 2009 г.

Проблемы развития промышленного дизайна

Английское слово design изначально означало замысел, проект, расчет, чертеж, узор. Основная цель дизайна — создавать эстетичные продукты с высокими характеристиками качества, создание и использование новых технологий. Технология в свою очередь, формирует облик продукта.

В понятие «промышленный дизайн» часто вкладывают упрощенный смысл, сводя всё к одной из его характеристик — эстетических качествах изделия.

Промышленный дизайн — проектная по своей сути деятельность, это творческий образ и оружие конкуренции, способ сокращения издержек и расширения ассортимента. Интеллектуальная собственность на объекты, разработанные в рамках промышленного дизайна, может и должна быть защищена патентами.

Промышленный дизайн это не краткосрочное вложение средств, а долгосрочные инвестиции в будущее предприятия.

Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества экономики, промышленный дизайн играет одну из ведущих ролей, являясь неотъемлемой частью производства и продвижения продукции.

Лидерами промышленного дизайна считаются Великобритания, Италия, Япония, Голландия, Франция. Большое внимание на государственном уровне уделяется подготовке кадров. Так в Великобритании специалистов по промдизайну готовят 74 учебных заведения, во Франции более 55, а в Китае за последние несколько лет открыто более 400 дизайнерских школ!

До последнего времени в нашей стране дизайну уделялось чрезвычайно мало внимания. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». При этом количество учебных заведений не более 10.

С точки зрения реальной практики проектирования уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить рисунок в готовый продукт — главная проблема для выпускников гуманитарных ВУЗов.

Основные проблемы промышленного дизайна в России сегодня:
  • Ранний этап развития рыночных отношений в России, низкий уровень развития промышленности и международный экономический кризис;
  • Оторванность системы высшего образования от производства;
  • Малое число высококвалифицированых специалистов;
  • Неверная оценка роли промышленного дизайна в производстве;
  • Незаинтересованность предприятий в развитии промдизайна на своем производстве.


  • В сложившейся ситуации подготовка специалистов в области промышленного дизайна на базе технического университета даcn наиболее быстрые и эффективные результаты. Может быть использована уникальная возможность сочетания дизайнерской подготовки с отраслевой ориентацией. По этому пути развивает направление «дизайн» МГТУ им. Н.Э. Баумана и БГТУ им. В.Г. Шухова.

    Когда отечественным производителям удаётся добиться конкурентных качеств продукта, они начинают задумываться об улучшении его эстетических качеств и технологичности производства для сокращения издержек.

    Временным решением становится сотрудничество с иностранными дизайн студиями, но для более долгосрочных планов необходимо создание и развитие собственных подразделений дизайна. Конкурентные преимущества перед западными и восточными дизайнерами уже сейчас очевидны, помимо более низкой стоимости услуг, есть такой фактор как национальная специфика.

    Перспективы развития промышленного дизайна в России:
  • Выделение в отдельное направление «Дизайн»;
  • Повышение уровня профессионального образования;
  • Промышленный дизайн должен стать одним из приоритетов государственной промышленной политики;
  • Просветительская работа с промышленными предприятиям.


  • В последнее время от разговоров о необходимости массового внедрения промышленного дизайна у нас стали переходить к делу — государство в 2006 году, разработало проект концепции развития отрасли. Было принято решение изменить представление промышленности о промдизайне. Концепция развития предусматривает государственное софинансирование требующих дизайнерского оформления разработок промышленных предприятий, а также частичное субсидирование дизайнерских компаний и образования в этой отрасли.

    Помощью, по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью, займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна.

    Активно развивается направление промдизайна, включающее комплекс инновационной разработки продукта. Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, позволяющих претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких технологий.

    Промышленный дизайн начал своё развитие и в России, но стать серьезной индустрией он сможет, если реальные промышленные предприятия поверят в возможности дизайна, дадут шанс дизайнерам проявить себя, а для потребителей он станет неотъемлемой частью жизни.

    Прародитель статьи

    ОднаКнопка

    4 комментария:

    1. А на источник ссылку поставить слабо?

      http://www.nakedart.ru/about-studio/articles/prom-design.html

      ОтветитьУдалить
    2. Извиняюсь %) Не заметил прородителя статьи, пис.

      ОтветитьУдалить
    3. Спасибо, что следите за авторством)
      Я очень трепетно отношусь к авторсокму праву и всегда указываю источники. Это моральный принцип.

      В свою очередь могу сказать, что мне очень нравятся работы вашей студии. И статьи интересные.

      ОтветитьУдалить
    4. Спасибо за лестные отзывы :) У Вас тоже блог хороший, только обновляете его редко к сожалению...

      ОтветитьУдалить

    Я думаю, вам есть что сказать. Пишите...

    дизайн, промдизайн, промышленный дизайн, индустриальный дизайн, product design, industrial design, concept design, Артемий Лебедев, студия Лебедева, Смирновдизайн, Smirnovdesign, студя дизайна, пример хорошего дизайна, пример плохого дизайна, хороший дизайн, плохой дизайн, отличный дизайн, великолепный дизайн, критика дизайнеров