среда, 30 марта 2011 г.

James Dyson interview

James DysonJames Dyson



Сэр Джеймс Дайсон — культовая фигура не только у себя на родине, в Англии, но и во всем мире. Это гениальный изобретатель, инженер и дизайнер, создавший множество инновационных продуктов, в том числе гибрид автомобиля и лодки (Wheelboat) или тачку, имеющую шар вместо колеса (Ballbarrow). Но больше всего Дайсон известен самой высокотехнологичной компанией по производству пылесосов. Любой пылесос Dyson не имеет мешка для сбора пыли, а работает на основе уникальной системы микровихрей.

Нише хочу перепостить интервью, проходившее в центре научных разработок Dyson, в графстве Малмсбери. К сожалению интервьюировал сэра Джеймса не я, но очень уж интересный разговор получился. (Все права соблюдены - см. копирайты в конце статьи)

— Первый вопрос, разумеется, о кризисе. Наверняка у вас произошли изменения в связи с глобальной рецессией?

— У нас ничего не изменилось! Понятно, что большинство компаний и даже целых стран испытывают финансовые трудности, и, хотя они это поначалу отрицали, такое невозможно долго скрывать. Спад на всех без исключения рынках наблюдается уже давно, причем в США это началось чуть раньше, года два назад, когда ритейлеры в едином порыве стали избавляться от запасов, чтобы заработать больше на объемах продаж. Именно в это время мы начали принимать меры, сокращая расходы на приобретение комплектующих… Вижу, что вы мне не верите. Наверняка я не первый, кто это вам говорил, и вы сейчас думаете про себя: «О да, какая чушь, в Dyson как и большинстве компаний говорят, что кризиса нет, ха-ха!»

— Компаниям надо соответствовать желаниям инвесторов…

— Уверяю вас, Dyson — исключение! В кризис доля рынка нашей продукции на всех территориях увеличилась.

— Но почему?

— Во время экономического спада люди обращают больше внимания на качество и надежность, нежели на цену. К тому же меньше ходят в рестораны и клубы, уделяя больше времени дому… В том числе и уборке!

— Очень похожие вещи мне говорил генеральный директор российского офиса Philips, комментируя ситуацию с телевизорами так: люди, мол, больше сидят дома и смотрят телевизоры, а потому спрос на них стабилен… Но пока реальность не подтверждает эти слова.

— Что касается пылесосов, то здесь есть четкая тенденция: в кризисные времена они продаются лучше. Уж поверьте мне: пылесосами я начал заниматься в 1992 году, и тогда рецессия была гораздо хуже! Сейчас хоть снизились банковские ставки и подешевели потребительские товары, а в 1992 году процентные ставки были очень высоки, люди не могли платить за квартиру и дома выставлялись на аукцион.

— Если продажи пылесосов так быстро растут, то, может, стоит открыть производство где-нибудь в России, чтобы не возить продукцию из Малайзии?

— Интересный и правильный вопрос, и он регулярно обсуждается внутри компании. Главная проблема в том, что мир меняется слишком быстро, и трудно угадать, в какой стране стоит производить технику. Пока вся наша электроника и компоненты производятся в Азии, и мы не видим экономических предпосылок для переноса производства. Но мы мобильны и постоянно обсуждаем новые возможности, которые сможет предоставить перенос производства — нам важно, чтобы товар максимально быстро доходил до потребителя.

— Ваша ударная маркетинговая мощь — уникальная технология «циклон», которую вы используете во всех своих моделях. А где точки роста в производстве пылесосов? Ведь сложно продать одну и ту же технологию много раз…

— Ну и вопросики у вас — не в бровь, а в глаз (смеется)! Конечно, вы абсолютно правы, что когда все узнают про «циклон», надо будет придумывать что-то новое. Но и сейчас есть множество параметров и характеристик, которые можно улучшать: например, технологию фильтрации пыли — пока мы собираем не 100 процентов, а чуть меньше. Надо и удешевлять технологии — в каждой семье есть пылесос, и он должен быть сравнительно недорогим. Но главная борьба идет за двигатель: он должен быть легче и меньше, но при этом оставаться таким же эффективным по мощности. Мы вкладываем много денег в исследования и, зная как они проходят, могу утверждать, что мы стоим на пороге великих открытий в области робототехники. (Прим. ред. — Эта фраза, а также ряд косвенных признаков окончательно убедили меня в том, что в ближайшее время появятся автоматические пылесосы-роботы от Dyson, но если что — я вам этого не говорил!)

— Ваши пылесосы сильно «измельчали», но вы и в них используете систему мини-торнадо. Каким может быть самый маленький пылесос от Dyson?

— Здесь дело скорее не в системе циклонов, а в двигателе. Наш новый мотор V2 очень небольшой, но на 84 процента эффективнее предыдущих. Здесь много электроники, используются неодимовые магниты, как результат — лопасти вращаются в три раза быстрее, чем в обычном конвекционном моторе (106 тысяч оборотов против 30), и в десять раз быстрее, чем в двигателе «Боинг-747». Это единственный в мире мотор с такой скоростью. Вдобавок ко всему он потребляет меньше электричества и в нем используется меньше материалов, особенно пластика (прим. ред. — Я лично присутствовал на официальном запуске этого мотора в Лондоне, и в ближайшее время на сайте появится видеорепортаж с мероприятия).

Dyson — модная марка, а сейчас модно быть «зеленым». Вы в тренде?

Dyson всегда была компанией, заботящейся об окружающей среде. Впрочем, для этого мы не предпринимали никаких усилий, ведь Dyson по умолчанию, по концепции гораздо «зеленее» всех прочих брендов, производящих пылесосы. Мы первыми избавились от мешков для сбора пыли: в пылесосах Dyson фильтры бессменные. Наши двигатели меньше по размеру, чем у конкурентов. Даже в наших сушилках для рук воздух не нагревается!

— Как разнятся требования к «пыликам» в разных странах?

— Я бы выделил разве что Японию. Считается, что Япония — это «другая планета», особенно во всем, что касается потребления. И я ответственно заявляю: да, это так. Японцы ценят свободное пространство, и потому для них очень актуальны компактные вещи, но и в Стране восходящего солнца столько же пыли, сколько в других странах, просто у них другой подход к габаритам прибора. Они давно поняли, что качественный продукт может быть маленьким. В отличие, скажем, от США и Германии, где считается, что надежная вещь должна быть непременно большой. Но все меняется: и за пределами Японии находится все больше покупателей небольших машин, люди во всем мире начинают экономить пространство в своих маленьких домах.
Мы хотим показать, что маленькая машина может быть настолько же эффективной, как и большая. Миниатюрная модель DC26 уже настолько хорошо себя зарекомендовала, что мы будем продавать ее по всему миру. Ну и поскольку мы выводим на рынок новый суперкомпактный и производительный двигатель, о котором я уже говорил, это может задать тренд небольших пылесосов во многих странах.

— Вы очень успешный инженер, дизайнер и бизнесмен, вам отлично удается продвигать продукцию на рынок. В России много хороших дизайнеров и инженеров, но множество отличных разработок не могут завоевать рынок и поступить в массовое производство. Что вы им посоветуете?

Главное — никогда не сдаваться. Мне понадобились десятилетия труда, прежде чем я добился успеха. Когда я начинал, то смог пробиться только к одному или двум розничным торговцам, тогда у меня не было имени, а бренд очень важен на рынке. Мне обычно отвечали, что не возьмут мою продукцию, потому что у меня нет торговой марки. Мы тебя не знаем — и до свидания! А сейчас всё гораздо проще: есть Интернет, и любой, даже самый небольшой производитель, имеет доступ к широкой аудитории. Рынок гораздо проще завоевать, используя продажи по Сети. Но действительно, озвученная вами проблема есть, и мы как можем стараемся ее решить, вкладывая деньги в интересные инновационные проекты, причем никак не связанные с пылесосами. Так, мы спонсировали одного студента, разработавшего ручку для двери, которая при касании выпрыскивает на руку дезинфицирующую жидкость. А в 2002 году я основал премию Dyson Awards, судьей которой от России вы и являетесь. (прим. ред. — В конкурсе участвуют студенты из множества стран, представляющие свои проекты; победитель получает десять тысяч фунтов стерлингов, и столько же предназначается его институту).

— И последний вопрос: смогут ли ваши пылесосы со временем перерабатывать пыль во что-то полезное?

— А во что бы вы хотели?

— Например, в золото!

— Хм, интересная мысль (смеется)! Думаю, стоит обсудить ее отдельно!

© Николай Турубар, по материалам nomobile.ru

ОднаКнопка

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я думаю, вам есть что сказать. Пишите...

дизайн, промдизайн, промышленный дизайн, индустриальный дизайн, product design, industrial design, concept design, Артемий Лебедев, студия Лебедева, Смирновдизайн, Smirnovdesign, студя дизайна, пример хорошего дизайна, пример плохого дизайна, хороший дизайн, плохой дизайн, отличный дизайн, великолепный дизайн, критика дизайнеров