вторник, 29 сентября 2009 г.

Пирамида потребностей

Любая вещь создаётся дл того, чтобы удовлетворить чью-либо потребность в чём-либо. Иногда это потребность продавца в деньгах, но чаще - потребность десятков тысяч людей. Иногда миллионов.

Процесс создание предмета начинается с идеи. А идея рождается из размышлений. На любом из этапов проектирования следует сверяться с тезисом о том, удовлетворяет ли дизайн заявленным потребностям. Проверять, удовлетворяет ли он каким-нибудь новым потребностям. Часто бывает, что создатель дизайна создаёт предмет со свойствами, которые даже не приходили ему в голову, но ценятся потребителем гораздо выше первоначальных.

Абрахам Харольд Маслоу впервые серёзно занялся проблемой потребностей людей. И создал Пирамиду потребностей.

Он выделял 5 уровней потребностей:
  • Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  • Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  • Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  • Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  • Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.

  • Существует также более подробная классификация. В системе выделяется 7 основных уровней (приоритетов):
  • Физиологические потребности (низший): голод, жажда, половое влечение и т. д.
  • Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  • Потребность в принадлежности и любви.
  • Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  • Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  • Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  • Потребность в самоактуализации (высший): реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

  • По мере удовлетворения низших потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Новая потребность занимает место предыдущей когда она была по большей части удовлетворена.

    Потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место быть, как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

    Например британцы скорее купят платинку с новой записью KEANE, нежели кусок хлеба, если у них в кармане будет последний фунт и дома почти нечего есть. Так считают сами британцы.

    Знание психологии потребителя важно не только для рекламщиков и пиарщиков, но и для дизайнеров, инженеров, конструкторов. Тех, кто делает мир лучше.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Я думаю, вам есть что сказать. Пишите...

    дизайн, промдизайн, промышленный дизайн, индустриальный дизайн, product design, industrial design, concept design, Артемий Лебедев, студия Лебедева, Смирновдизайн, Smirnovdesign, студя дизайна, пример хорошего дизайна, пример плохого дизайна, хороший дизайн, плохой дизайн, отличный дизайн, великолепный дизайн, критика дизайнеров